Главная » Файлы » Мои файлы

Второстепенные члены предложения. Дополнение. 5 класс
[ Скачать с сервера (36.3 Kb) ] 29.12.2016, 22:31

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Ход урока:

Запись числа (оставить место для темы урока)

Учитель: Нам сегодня предстоит интересная работа, а помогут освоить и повторить материал замечательные сказки Пушкина А.С.

Начнем с орфографической дуэли:  охранять от нападений, воеводы не дремали, закричит мой петушок, лоб трещит, замяукал бесенок, как голодный котенок; удивился старик, разбранила меня моя старуха, хвостом по воде плеснула, дверь тихонько заскрипела. (в каждом словосочетании выделяем морфемы, подбираем проверочные слова)

 

  1. Задания для работающих у доски (трое учащихся – каждому по предложению):
     

Вставь пропущенные буквы, графически объясни орфограмму. Подчеркни грамматическую основу, обозначив часть речи, которою выражены главные члены. Охарактеризуй предложение (задание общее для всех). (слайд № 1)

  1. Там в обл.ках перед народ.м Колдун н.сет б.гатыря. (повеств, невоскл, распр.)
  2. (Не) печалься, ступай с.бе с богом! (побуд., воскл, распр.)
  3. Теперь тв.я душенька д.вольна? (вопрос., невоскл, распр.)
  4. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы (повествовательное, невосклицательное, распространенные) (слайд № 2)
  5. Отпусти ты, старче, меня в море! (Побудительное, восклицательное, распространенное)
  6. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? (Невопросительное, невосклицательное, распространенное)

- Ребята, вот мы решаем, распространенное предложение или нет. А вспомните, когда предложение бывает распространенным? (когда есть второстепенные члены).

- Вспомните, с какими второстепенными членами вы знакомились в начальной школе? (Дети называют дополнение, обстоятельство, определение)

- В 5 классе нам предстоит кропотливая работа по их изучению. А вот какой второстепенный член мы начнем изучать сегодня нам поможет узнать ребус (на интерактивной доске выводится ребус, в котором зашифровано слово ДОПОЛНЕНИЕ; учащиеся пытаются разгадать его) (слайд № 3)

- Итак, тема нашего урока – "Дополнение” (тему записываем в оставленном месте – продиктуйте по слогам, выделите все гласные, их надо запомнить) (слайд № 4) Давайте прочитаем, чему мы должны научиться на уроке.

4. Изучение нового материала.

(Учитель записывает на доске, ученики в тетрадях. По мере разбора составляется схематическая запись)

Мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка Золотого петушка.

- Найдите грамматическую основу. Какой частью речи выражены главные члены?

- Задайте вопросы от главных членов. Найдите дополнения.

- На какие вопросы отвечает дополнение? Что обозначает? Как подчеркивается? (Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей)

- Какие падежи называются косвенными? Назовите их (если учащиеся ошибаются в назывании падежа и вопросов, то стоит обратиться к учебнику)

- Какой частью речи выражено дополнение? (Существительное)

- Какая часть речи может употребляться вместо существительного? (Местоимение)

5. Физкультминутка

6. Тренировочные упражнения.

- Вспомним, что мы узнали о дополнении и сверим наши знания с определением, данным в учебнике (читаем определение дополнения в учебнике на с. 68).

Творческий диктант. Запишите предложения, назовите, из каких произведений А.С.Пушкина они взяты. Какие дополнения использовал в своих сказках поэт? (слайд № 5)

- Поработает устно.

Царь с царицею простился… («Сказка о мертвой царевне»)

Старик ловил неводом рыбу… («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Старуха пряла свою пряжу… («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Все бегут за колесницей, за Дадоном и царицей («Сказка о Золотом петушке»)

Припомните, какие дополнения использовал А.С.Пушкин (учитель читает, дети договаривают)

Там королевич мимоходом 
Пленяет грозного…(царя)               (Поэма "Руслан и Людмила”)
Там ступа с … (бабою-Ягой) 
Идет-бредет сама собой                 (Поэма "Руслан и Людмила”)
Воротился старик ко …. (старухе)
Рассказал ей великое … (чудо)       (Сказка о рыбаке и рыбке) 
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с …. (ним)             (Сказка о мертвой царевне)

  1. На доске 2 вида задания. (1 вариант – более сложный, 2 более простой) – на выбор (слайд № 6)
  2. (Конструирование предложения – Сказки Пушкина переносят в волшебный мир:

Из предложения Я люблю сказки Пушкинавозьмите дополнение в В.п.

Пушкин – мой любимый поэт – возьмите подлежащее и поставьте его в Р.п.

Пушкин не переносил сплетен – возьмите сказуемое и поставьте его в 3 л. мн ч. наст вр.

Волшебный предмет в сказках помогает бороться со злом – возьмите прилагательное и запишите его с предлогом в

Сказки Пушкина – неповторимый мир чудес – возьмите сказуемое.)

8. Обобщение.

- Подведем итоги сегодняшнего урока (слайд № 8)

1. Что изучали на уроке?

2. Что узнали об этом члене предложения?

Домашнее задание:  1. Составить рассказ о вашей любимой сказке Пушкина (6 предложений).

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Kuzmina_n_n
Просмотров: 1872 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar