План –конспект мероприятия «Историко-литературный марафон» для учащихся 7 «а» и «б» классов,
проводимого в рамках методической недели по литературе, русскому языку, истории и обществознанию.
Автор: Кузьмина Н.Н., учитель русского языка и литературы, Кононова Л.В., учитель истории и
обществознания.
Цели: развитие познавательного интереса к истории Отечества, русской литературе и русского языка;
развитие понятийного аппарата; развитие навыков систематизации и абстрактного мышления учащихся;
воспитание патриотизма;
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация PowerPoint
Структура проведения мероприятия:
-
Организационный момент. Приветствие. Объявление темы и целей мероприятия.
-
Представление жюри. Сегодня в нашем жюри: Селиванова Л.В., Кузьмина Н.Н., Чучкова Е.Ю.
-
Объявление правил игры: Две команды учащихся 7 «а» и 7 «б». Займите свои места за столами.
Представьте своих капитанов.
1 тур. Правила игры очень просты. На экране перед вами появляется игровое поле,
в котором представлены
несколько номинаций с вопросами стоимостью от 50 до 400 баллов. Вопросы могут касаться
знаний по истории,
литературе, русскому языку. На подготовку ответа у команд всего 30 секунд /пока длиться
музыка/
Право ответа получает та команда, чей капитан первым поднял руку. /За этим внимательно
следит жюри/. Если ответ
верен, то команда получает баллы. Если нет, то право ответа переходит команде соперников.
Команда набравшая наибольшее количество очков по результатам 1 тура, выходит во второй тур.
Команда проигравших становится зрителями.
2 тур. Во втором туре каждый член команды играет лично. Право ответа принадлежит тому,
кто первым поднял руку. Если ответ верен, эти баллы зачисляются игроку. Если нет, то на
него может ответить другой игрок, но цена вопроса уменьшается вдовое. Если ответ на вопрос
не дан, он снимается.
3 тур. Выходят двое игроков, набравших наибольшее количество баллов. Правила те же.
Победителем становится тот, кто набрал большее количество баллов.
-
Игровой момент.
I ТУР:
Номинация: Сколько их было?
50. Сколько императоров с именем Петр было в истории России?
Ответ: Пётр I, Пётр II, Пётр III
О каком Петре написал своё произведение «Медный всадник» великий русский поэт А.С.Пушкин?
Ответ: Пётр I.
100. Сколько букв насчитывала кириллица, ставшая основой современного русского языка?
На сколько букв уменьшилось число букв в современной русской азбуке?
Ответ: 43 буквы – 33 буквы = 10 букв
200. Сколько омонимов имеет слово «коса»? Перечислите все значения этого слова.
Ответ: Три значения: 1. Волосы, 2. Инструмент; 3. Песчаная
400. Сколько российских императриц эпохи дворцовых переворотов вы можете назвать?
Сколько императриц носили одинаковые имена?
Ответ: 5 императриц: Екатерина I, Екатерина II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна,
Елизавета Петровна
Номинация: Личность в истории и литературе
50. Правление этой императрицы характеризовалось идеями «просвещенного абсолютизма»,
в основу которого легли мысли таких просветителей как: Монтескье, Дидро, Руссо, Вольтер.
Она и сама стала автором нескольких литературных и исторических произведений.
Назовите ее имя.
Ответ: Екатерина II.
100. Этот великий литератор был не только современником нескольких русских императоров,
но и описал деяния тех властителей,
о которых знал только из школьного курса истории.
Назовите его имя? А.С.Пушкин
Назовите правителей, которым он посвятил свои произведения?
Ответ: Борис Годунов, Пётр I, Александр I.
200. А.С.Пушкин в своей исторической драме «Борис Годунов» пишет об этом человеке: «Из роду
Отрепьевых, галицких боярских детей. Смолоду постригся неведома где, жил в Суздале,
в Ефимьевском монастыре, ушел оттуда, шатался по разным обителям, наконец пришел к моей
чудовской братии; …и был он весьма грамотен: читал наши летописи, сочинял каноны святым;
но, знать, грамота далась ему не от Господа Бога…»
О ком идет речь? Лжедмитрий I/ Григорий Отрепьев
Под каким именем он известен в истории? Лжедмитрий I
400. Восстание одного потрясло умы современников своим размахом и вошло в историю, как
Крестьянская война. Другой – написал книгу, в которой не было ни одного слова о первом.
Власти сочли второго «бунтавщиком, хуже первого».
Назовите первого – предводителя Крестьянской войны. Емельян Пугачев
Назовите второго – автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
А.Радищев
Назовите властительницу, оценившую старанию обоих? Екатерина II.
Номинация: Дайте определение.
50. Знаю я теперь отныне –
Есть одно такое имя –
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает всё на свете,
Без нее никак нельзя.
О какой части речи говорится в детском стихотворении?
Ответ: Существительное
100. Как называется форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть?
Ответ: абсолютная монархия
200. Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи даёт.
Им помогает, связи бережет.
Считает: приставать к ним очень скверно.
О какой части речи эти стихи?
Ответ: предлог.
400. Что означает слово «челобитная»?
Ответ: прошение
Номинация: Найди ошибки
50. император был маленького роста. Излюбленным его занятием было чтение религиозных книг.
Он был активным противником каких-либо преобразований в жизни России.
Ответ: высокого роста, строительство кораблей, реформирование приветствовал
100. Побывайте и вы в этих местах, не только нога человека, но и нога журналиста еще не ступала.
Ответ: нога журналиста
200. Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Мария Кровавая. Все они правили в России
с 1725 по 1780 годы.
Ответ: Мария Кровавая – королева Англии.
400. В течении двух последних часов… Ответ: течение
В течение быстрой реки… Ответ:течении
Одно кофе, пожалуйста! Ответ: один
Приходите на мой День Рождение! Ответ: рождения
II ТУР:
Номинация: Историческое событие в литературе
50. Горит, пылает, стонет Русь
Под игом польских банд…
И стойко бились москвичи
Со шляхтой и огнем.
Все обгорело, вся Москва
До каменной стены –
Дома, деревья и трава
Обуглены, черны.
О каком событии идет речь? Ответ: 1612 год
100. Был страшный год, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Назовите историческое событие. Ответ: татаро- монгольское нашествие
200. Впереди по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
О каком сражении идет речь? Ответ: На Чудском озере
400. Киев замер, в одночасье вымер,
Злые взгляды древних стариков:
В это утро светлый князь Владимир
Сокрушал языческих богов.
Какое событие здесь описано? Ответ: Крещение Руси
Номинация: Крылатые выражения
50. Что в России называли «окно в Европу»? Почему? Ответ: Санкт-Петербург
100. Кто был создателем первого славянского алфавита? Ответ: Кирилл и Мефодий
200. Как известно, первой буквой древнегреческого алфавита является буква Аз.
Но многие буквы древнего алфавита имеют словарное значение. Что обозначает буква Аз в
известной фразе: «Аз есмь царь!»? Ответ: Аз - Я.
400. Что объединяет всех этих правителей? Ответ: Они все Первые!
Подведение итогов. Награждение.
Грамоты победителей получают: команда, выигравшая в 1 туре, 2 игрока набравших
наибольшее количество баллов в индивидуальном зачёте; игрок проявивший наиболее
глубокие знания по истории, игрок, проявивший наиболее глубокие знания по литературе и русскому языку.
|