Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа поэтического кружка "Полет души"
[ Скачать с сервера (113.0 Kb) ] 08.01.2017, 12:53

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/ ______

Протокол № ___

от «____» _________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ № 44»

____________ Л.В. Селиванова

«_____» _________________2016г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 44»

____________/ А.Ж. Ершова

Приказ № ___ от «___»

________________ 2016г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

поэтического кружка

«Полет души»

 

(руководитель Кузмина Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы)

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета    

протокол № ______

от «___» ______ 20__ г

 

 

 

 

2016 – 2017 учебный год

 

 

 

         Программа поэтического кружка  «Полет души»

  1. Актуальность.

«Стих как тело человека есть откровение, осуществление души – идеи... Он является первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли». (В.Г. Белинский) О важности и значимости поэзии для русского человека писал ещё в ХIХ веке В.Г. Белинский.  Чтобы понять смысл поэтического текста, нужно не только обладать высокой культурой, но и знать закономерности её смыслового воплощения. Поэтому уже с пятого класса необходимо для более качественного речевого развития школьников    проводить занятия по освоению динамической целостности поэтического произведения. Чтобы с раннего возраста дети любили и понимали стихи крайне важно, чтобы они разбирались в теории стиховой речи и умели выделять устойчивые стилистические элементы в конкретном произведении. В школе есть ребята, которые сочиняют свои собственные стихотворения. Очень хорошие стихи… Добрые… Искренние… Но они ещё не умеют выражать свои мысли в стихотворной форме. Этому служат практические занятия, где теоретические сведения  реализуются на практике. Очень важно поддерживать интерес и одновременно развивать речевые и творческие способности ребенка.

 Актуальность программы:

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст учащихся – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

  1. Цель программы: обучение целостному анализу поэтического текста, освоение стиля поэтов, обучение стилизации и выработка собственного стиля.

В ходе реализации проекта с учащимися решаются следующие проблемные вопросы:

·         В чем отличие поэзии от прозы?

·         Почему люди стремятся выразить свои мысли и чувства в поэтической форме?

·         Что нужно знать, чтобы создать стихотворение?

 И учебные вопросы:

  • Что такое художественный образ?
  • Что такое ритм и рифма?
  • Какие стихотворные размеры существуют?
  • Что такое белый стих?

 

Программа ставит следующие задачи:

1. Обучающие:

     * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

      * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        * развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

        * развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

        * воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

        * формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        * преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

        * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

  1. целостный анализ поэтического произведения:
  2. умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постижение поэтической идеи;
  4. знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

 

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

 Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.    

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

           Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной  и творческой активности у ребят;
  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы, культурологи, эстетики.

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Количество часов 34 

 

Учебно-тематический план

Название темы

 

Количество часов

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

2

2

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

3

3

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

4

4

Системы стихосложения

4

5

Размер стиха.

5

6

Рифма. «Поход за вдохновением».

3

7

Поэзия и штампы

3

8

Стили речи.

4

9

Поэзия и живопись

2

10

Музыка в поэзии

2

11

Мое поэтическое творчество.  Ярмарка талантов

1

12

Итоговое занятие

1

 

Итого

34

 

Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия?  Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практическая работа:  Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

 

  Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (3 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практическая работа: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

 

  Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (4 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практическая работа: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

 

  Тема 4: Системы стихосложения. 4 часов)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практическая работа: Игра «Угадай».

 

 Тема 5: Размер стиха. (5 часов)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практическая работа: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

 

  Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (3 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Экскурсия в музей. 

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

 

Тема 7: Поэзия и штампы. (3 часа)

Теория: Понятие «штамп» в литературе.

Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

 

Тема 8: Стили речи. (4 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.  Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

 

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практическая работа: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

 

Тема 10: Музыка в поэзии.  (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.


            Тема 11: Ярмарка талантов. (1 час)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практическая работа:  Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.

 

Тема 12: Итоговое занятие  по курсу.

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практическая работа:   Отзыв о  работе товарища по кружку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий

кружка «Полет души»

 

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Запланир.

дата

Фактическая

дата

1

Вводное занятие. Инструктаж учащихся по ТБ.

1

 

 

2

Что такое поэзия? Поэтические жанры.

1

 

 

3

«Я знаю силу слов…» 

1

 

 

4

Викторина по творчеству русских поэтов

1

 

 

5

Назначение поэта и поэзии. Чтение стих.

1

 

 

6

«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

1

 

 

7

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы речи.

1

 

 

8

Эпитеты. Метафора. Олицетворения.

Практическая работа.

1

 

 

9

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.  Сравнения.

1

 

 

10

Игра «Найди ИВС».

1

 

 

11

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.  Гипербола.

1

 

 

12

Практическая работа с текстами.

1

 

 

13

Анализ стихотворений.

1

 

 

14

Игра «Подбери тропы».

1

 

 

15

Чтение стихотворений. Анализ ИВС.

1

 

 

16

Практическая работа. Тесты.

1

 

 

17

Системы стихосложения. Теория.

1

 

 

18

Практическая работа. Анализ текста.

1

 

 

19

Системы стихосложения. Практическая работа.

1

 

 

20

Комплексный анализ текста.

1

 

 

21

Виды систем стихосложения.

1

 

 

22

Игра «Угадай».

1

 

 

23

Стихотворная строфа. Теория.

1

 

 

24

Анализ стихотворений. Практика.

1

 

 

25

Подготовительный этап игры.

1

 

 

26

Игра. Геокешинг.

1

 

 

27

Экскурсия в библиотеку.

1

 

 

28

Подведение итогов игры. Рефлексия. Чаепитие.

1

 

 

29

Стопы. Теория.

1

 

 

30

Практическая работа с текстами.

1

 

 

31

Двусложные размеры (хорей, ямб). 

1

 

 

32

Практическая работа с текстами.

1

 

 

33

Трёхсложные размеры.

1

 

 

34

Практическая работа с текстами.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Список  литературы для учителя.

1.  Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.  

2.  Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

3.  Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. -  М.: ДРОФА. 2002.
4. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009. http://www.rvb.ru/philologica/09pdf/09moskvin.pdf

5. Эткинд Е Г. Проза о стихах. http://modernlib.ru/books/etkind_e/proza_o_stihah/read_1/


Список  литературы для учащихся.

1. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001.

2. Матвеева Т.В. От звука до текста. М.: Просвещение, 2001.

3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М.:  ДРОФА. 2010.

4.Шульговский Н. Звуки. Рифмы. Формы. - http://www.nkj.ru/archive/articles/5722/

 

Электронные ресурсы

1.  Стихи. ру - http://www.stihi.ru/

2.  Рифма. ру - http://rifma.ru/rifma.php

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Kuzmina_n_n
Просмотров: 5201 | Загрузок: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar