Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (113.0 Kb) ] | 08.01.2017, 12:53 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рабочая программа поэтического кружка «Полет души»
(руководитель Кузмина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы)
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ______ от «___» ______ 20__ г
2016 – 2017 учебный год
Программа поэтического кружка «Полет души»
«Стих как тело человека есть откровение, осуществление души – идеи... Он является первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли». (В.Г. Белинский) О важности и значимости поэзии для русского человека писал ещё в ХIХ веке В.Г. Белинский. Чтобы понять смысл поэтического текста, нужно не только обладать высокой культурой, но и знать закономерности её смыслового воплощения. Поэтому уже с пятого класса необходимо для более качественного речевого развития школьников проводить занятия по освоению динамической целостности поэтического произведения. Чтобы с раннего возраста дети любили и понимали стихи крайне важно, чтобы они разбирались в теории стиховой речи и умели выделять устойчивые стилистические элементы в конкретном произведении. В школе есть ребята, которые сочиняют свои собственные стихотворения. Очень хорошие стихи… Добрые… Искренние… Но они ещё не умеют выражать свои мысли в стихотворной форме. Этому служат практические занятия, где теоретические сведения реализуются на практике. Очень важно поддерживать интерес и одновременно развивать речевые и творческие способности ребенка. Актуальность программы: Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст учащихся – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
В ходе реализации проекта с учащимися решаются следующие проблемные вопросы: · В чем отличие поэзии от прозы?· Почему люди стремятся выразить свои мысли и чувства в поэтической форме?· Что нужно знать, чтобы создать стихотворение?И учебные вопросы:
Программа ставит следующие задачи: 1. Обучающие: * освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка); * формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации; * развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме; * развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения. 2. Воспитательные: * воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе; * формирование трудолюбия и требовательности к себе; * преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности; * формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками. Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:
Педагогические условия реализации программы: В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося; • доброжелательный психологический климат на занятиях; • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; • оптимальное сочетание форм деятельности; • доступность. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники. Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии. Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности. Ожидаемый результат:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов 34
Учебно-тематический план
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа) Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах. Практическая работа: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (3 часа) Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой. Практическая работа: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (4 часов) Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола. Практическая работа: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения. 4 часов) Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая). Практическая работа: Игра «Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (5 часов) Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий). Практическая работа: Анализ поэтических произведений русских классиков. Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (3 часа) Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Практические работы: Игра «Найди рифму». Экскурсия в музей. Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Поэзия и штампы. (3 часа) Теория: Понятие «штамп» в литературе. Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Тема 8: Стили речи. (4 часа) Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления. Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа) Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием. Практическая работа: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 10: Музыка в поэзии. (2 часа) Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение. Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов. Практическая работа: Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.
Тема 12: Итоговое занятие по курсу. Теория: Обобщение знаний и подведение итогов. Практическая работа: Отзыв о работе товарища по кружку.
Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Полет души»
Литература Список литературы для учителя. 1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990. 2. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. - М.: ДРОФА. 2002. 5. Эткинд Е Г. Проза о стихах. http://modernlib.ru/books/etkind_e/proza_o_stihah/read_1/
1. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. 2. Матвеева Т.В. От звука до текста. М.: Просвещение, 2001. 3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М.: ДРОФА. 2010. 4.Шульговский Н. Звуки. Рифмы. Формы. - http://www.nkj.ru/archive/articles/5722/
Электронные ресурсы 1. Стихи. ру - http://www.stihi.ru/ 2. Рифма. ру - http://rifma.ru/rifma.php
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 5201 | Загрузок: 154 | |
Всего комментариев: 0 | |