Главная » Файлы » Мои файлы

Группы односоставных предложений
[ Скачать с сервера (33.7 Kb) ] 07.01.2017, 20:12

Группы односоставных предложений 8 класс

Цели:

- дать понятие об односоставном предложении;

- формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения, находить односоставные предложения в тексте.

- привить интерес к творчеству М. Цветаевой.

Цели для обучающихся:

- знать, какие предложения называются односоставными.

- уметь различать односоставные и двусоставные предложения.

Структура урока:

 

1. Организационный момент урока.

 2. Повторение ранее изученного.

 3. Знакомство с темой урока.

 4. Упражнения на закрепление изученного.

 5. Упражнения творческого и развивающего уровня.

 6. Итог урока.

Ход урока

  ....Моим стихам, как драгоценным винам               

                                   Настанет свой черед. 

   М. Цветаева                                                   

 

Учитель: 2012 год является юбилейным для великой русской поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. 8 октября исполнилось 120 лет со дня ее рождения в 1892 году. (слайд № 1)

  1. Работа по вариантам – синтаксический разбор предложений.

1 вариант

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

2 вариант

Расскажу тебе с грустью,

С нежностью всей,

Про сторожа-гуся

И спящих гусей.

Вопросы по разборам:

– назовите грамматические основы предложений.

 – чем отличаются предложения по наличию главных членов предложения?

 – чем осложнены оба предложения? Составьте схемы.

  1. Запись темы урока.(Слайд № 2)
  2. Изучение новой темы

Подлежащее и сказуемое мы называем основой предложения, его главными членами. Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее? Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое? Если один из главных членов предложения отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения? (Краткое обсуждение.) Решить спор нам поможет стихотворение Марины Цветаевой. (Слайд № 3)

 

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
— “Терпи, еще не кончен срок”.
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!

  • : Нет, она вовсе не хотела умереть в тот момент, когда писала эти строки; они — лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком (“Меня хватит еще на 150 миллионов жизней!”). Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные. В стихотворении “Молитва” скрытое обещание жить и творить: “Я жажду всех дорог!”.

 

Рассмотрим 3 предложение и 1 во второй строфе.  Найдём главные члены предложения. (Сложное предложение, состоящее из 2-х простых предложений, где в грамматической основе присутствует только сказуемое.) Понятен ли смыл предложения? (Ответы детей.)

Вывод: Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения (подлежащего или сказуемого), называются односоставными.

Закрепление: Не удивительно, что Марина Цветаева, так тонко чувствовавшая, стремившаяся взять от жизни все, вскоре влюбилась. И 27 января 1912 года она обвенчалась с Сергеем Эфроном. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина. (Слайд № 4)

Я с вызовом ношу его кольцо!

 - Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –

 Чрезмерно узкое его лицо

 Подобно шпаге.

 Безмолвен рот его, углами вниз.

 Мучительно – великолепны брови.

 В его лице трагически слились

 Две древних крови.

 Он тонок первой тонкостью ветвей

 Его глаза – прекрасно – бесполезны!-

 Под крыльями раскинутых бровей –

 Две бездны

 В его лице я рыцарству верна,

 - Всем Вам, кто жил и умирал без страху! –

 Такие – в роковые времена –

Слагают стансы и идут на плаху.

Задание по вариантам. 1 вариант из 1-х шести строчек выписать односоставные предложения, 2 –из 7-12 строчек.

Обратите внимание на использование языковых средств выразительности. Приведите примеры. (Метафора, сравнение, эпитеты)

Минута отдыха. Ребята, вы сейчас немного отдохните, но делать это будете, работая. Послушайте песню, написанную на стихи М. Цветаевой (1916 год). Назовите мне два односоставных предложения. (Звучит песня в исполнении И. Дубцовой)

Учитель: Октябрьскую революцию Цветаева не приняла и не поняла. Но она ощутила ее как могучую и безграничную стихию.

Работа с текстом (слайд № 5). Выпишите односоставные части сложных предложений. Найдите и подчеркните грамматическую основу.

- На какие 2 группы вы бы разделили все односоставные предложения? (слайд № 6)

- Кроме грамматической основы есть ли в предложениях второстепенные члены?

- Следовательно, какой вывод можно сделать: какие бывают односоставные предложения по наличию второстепенных членов?

Упражнения для закрепления (у учащихся текст в раздаточном материале М. Цветаева «Уничтожение ценностей»)

Чтение текста

  1. Остановимся поподробнее на предложениях с главным членом предложения сказуемым. Вспомним сначала, какие формы имеет глагол, какими средствами выражаются его формы и какое значение они имеют. (Ответы детей.) (вспоминаем наклонения глагола, лица, числа, род, неопредел. форму глагола)
  2. Выпишите односоставное предложение и подчеркните главные члены предложения, обозначив наклонение глагола. (При проверке учащиеся объясняют написание пропущенных букв.)

Учитель: Сжатостью мысли и энергией чувства отмечены многие стихи Марины Цветаевой. Среди них стихотворение – «Бабушке». Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»

Вот как об этом пишет Марина Цветаева

Стихотворение «Бабушке» (слайд № 7)

- Кто наиболее внимателен. Какие односоставные предложения используются в этом стихотворении? С каким главным членом?

Рефлексия (слайд № 8)

Вернёмся к началу урока. Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой? Смогли ли мы реализовать поставленные задачи? Что узнали нового на уроке?

Домашнее задание

На примере стихотворения Цветаевой «Бабушка» попробуйте написать стихотворение, посвятив его кому-нибудь из близких родственников.

Категория: Мои файлы | Добавил: Kuzmina_n_n | Теги: Односоставные предложения
Просмотров: 1002 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar